Этнические сказки как средство нравственного воспитания дошкольников
10.12.2022, 09:32

«…Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.

Благодаря сказке ребенок познает мир

не только умом, но и сердцем…»

В. А. Сухомлинский

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и может оставаться с ним на всю жизнь.

Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через нее малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и что такое плохо. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Необходимо научить ребенка умению видеть и понимать другого человека, развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние другого.

С введением ФГОС ДО роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам.

Беседуя с детьми, я заметила, что большинство не имеют представления в каком замечательном месте они живут, они не знают кто такие коренные жители родного края, их традиции, обычаи. Поэтому я решила приобщить детей к культуре нашего края, к нравственно-эстетическим ценностям через ознакомление с народным фольклором. Ведь этно-сказки могут стать частью детской жизни, делая её красочнее, богаче и интереснее. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, важно делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Мы живем в уникальном месте — Камчатский край — это земля исконного проживания коренных малочисленных народов: ительмены, коряки, эвены, чукчи. Знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей. Дошкольник узнает, что у каждого народа есть свои сказки, понимает, как в них любят и уважают родителей, как персонажи дружат и приходят на помощь. Этнические сказки рисуют яркие краски жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. В них мудрость и опыт предков, их мечты и надежды, красота земли Камчатской. Сказки учат ребенка быть добрым, справедливым, честным, с уважением относиться к старшим. Старики рассказывали внукам о пуночке, гаге, кайре, евражке, песце и росомахе, о незнакомых обитателях тундры и тайги, простодушных и хитрых, отважных и трусливых, неразумных и мудрых... Большинство сказок необычны и весьма поучительны: о доверии, о дружбе, о честности и находчивости. При этом они исключительно беззлобны: если обидчик проучен, то с шуткой, без причинения вреда.

Наиболее широко представлены в этнических сказках мифы о Вороне — главном герое и создателе всего живого на земле. Кутха так его называют ительмены, Куткыняку — коряки. Ворон предстает и как творец, и как шутник и проказник. Он любит кататься на санках, дурачит зверей, обижает мышат, ворчит на родных, обманывает, сам обманывается, попадает впросак. Кутха добрый, отзывчивый. Но иногда в сказках он хитрец и лгун, который любит вкусно поесть и поспать и часто думает о том, чтобы ему было хорошо.

Детей привлекают сказки, главными героями которых являются звери и птицы. В них животные наделяются человеческими чертами думают, действуют, говорят. Герои-животные в национальной одежде добиваются всего своим умом и смекалкой, без волшебных палочек и щучьих велений. В этнических сказках обычно нет отчётливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. В каждой добрые герои разные, но все они учат совершать нас только добрые дела. Отрицательные герои, наоборот строят какие-то преграды, совершают плохие поступки, которые у нас вызывают осуждения и непонимание. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, поэтому речь идёт обычно о том, как она дурачит других зверей. Мышка — сообразительная, хозяйственная, Мишка бывает злым, бывает и добрым — при этом всегда остаётся недотёпой, Дятел — мудрый, справедливый, добрый. Каждая этно-сказка поучительна. Например, в сказке «Кем быть» дети узнают, что в любой ситуации нужно оставаться самим собой. О настоящей дружбе и о том, что нельзя драться, расскажут сказки «Хочу кочевать — не хочу кочевать» и «Битва двух Кутхов». «Ворон Кутха» и «Вот так друг!» помогут детям понять, что нельзя никого и никогда обманывать и научат поступать как настоящие друзья.

Помимо сказок о животных есть и бытовые сказки, особенностью которых является отражение бытовых и социальных сторон жизни, борьбы героя с врагами-обманщиками, высмеиваются хвастовство, самонадеянность, лень, глупость. Побеждают герои, которые заботились о близких людях, соблюдали правила и были честными. Герою бытовой сказки помогают не чудесные помощники, а ум, справедливость, находчивость, превосходство в силе и ловкости. «Находчивый стрелок», «Охотник» — смекалка, «Пастух и медведь» — доброта, «Хвастун», «Коряк и лиса» — хитрость и доверчивость.

Для того, чтобы детям такие сказки не казались и скучными, необходимо использовать игровые приемы. На занятия приходит персонаж сказки, кукла в национальном костюме, с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Организуется предварительная беседа, в которой детей знакомят с бытом и жизнью народов Севера: «Коренные народы Севера», «Камчатка — загадочная и неповторимая», «Почему вы считаете, что это сказки народов Севера?»

Хочется обратить внимание на то, что в сказках часто встречаются слова, недоступные для понимания детей. Например, кухлянка, торбаса, нарты, сопка, имена героев: ворон Кутха, мышка Вувыльту, медвежонок Кайнехаке, лиса Нутэнэут и ворон Куркыль. Поэтому сначала необходимо объяснить дошкольникам незнакомые и малопонятные слова, используя при этом иллюстрации, презентации. Эта работа способствует формированию у ребенка элементарного этнического словаря, расширяет кругозор и запас словарных слов.

При знакомстве детей с этническими сказками необходимо придерживаться следующего алгоритма

  • Педагог самостоятельно знакомится со сказкой, отмечая незнакомые, этнические слова
  • Поиск определения этих слов, доступного объяснения для детей дошкольного возраста. Подбор иллюстраций, изображений для определения этнического слова
  • Во время прочтения детям этнической сказки необходимо кратко знакомить с новыми словами, давая элементарные сведения о быте и культуре народности. При чтении сказок не стоит заменять слова на русские, чтобы не потерять самобытность сказки
  • После прочтения проводится краткая беседа с детьми о том, что они узнали из сказки, закрепляются знания о быте и культуре народности, о значении новых слов
  • Во время беседы также можно обсудить, какой эпизод наиболее запомнился, почему он показался наиболее ярким, после этого предлагается детям нарисовать понравившийся отрывок из сказки, или же подобрать атрибуты и разыграть драматизацию отрывка

Большой вклад для приобщения детей к национальной культуре вносит работа с родителями. Их помощь в изготовлении альбомов, иллюстраций к сказкам, персонажей и декораций для театральной деятельности, а также создание в группе библиотеки сказок, неоценима. Дети с желанием слушают сказки, как в детском саду, так и дома. Хочется, чтобы чтение этнических сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовать нравственному воспитанию дошкольников.

Таким образом, я думаю, что этнические сказки прекрасны в своей простоте нет в них волшебных палочек, магических кристаллов и дворцов с царевнами, но есть очень четкие понятия о том, что хорошо и что плохо, о любви к своему дому, гостеприимстве, важности дружбы и находчивости в любой жизненной ситуации. Ценность этнических сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка и являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: pysinatatyana | Теги: дошкольники, этнокультура
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar