Путешествие по городу звуков. Звук [Й] Буква Й
04.12.2020, 07:35

 

Тема:   «Путешествие по городу Звуков. Звук [Й].  Буква Й»

Образовательная область: речевое развитие.

Программные задачи:

Познакомить  детей со звуком [Й], научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуку. Учить интонировать звук в словах  и определять его позицию в слове (начало, середина, конец).  Закреплять понятия «гласные – согласные звуки».

Познакомить с буквой Й. 

Совершенствовать умение производить звуковой и слоговой анализ слова. 

Развивать мышление, речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Формировать коммуникативные компетенции. Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.

Словарная работа:

активный словарь: йогурт, лайка, йод, чайка, трамвай.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал - Звуковички с одеждой, домики гласных и согласных звуков, магнитные буквы, магнитная доска, плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные картинки, в названии которых слышатся звук [Й].

Раздаточный материал - тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши, звуковые пеналы.

Методические приемы: сюрпризный момент, рассказ-беседа, рассматривание, словесная игра, дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности детей, показ изображений, на что похожа буква, вопросы, художественное слово, использование ИКТ – «Песенка паровозика», выполнение действий по словесной инструкции.

Длительность: 30 минут

Ход занятия:

  1. Организационный момент: создание у детей положительного эмоционального настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)

Слева друг и справа друг,

Очень дружный, общий круг.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

День начнется с теплоты

С теплоты и доброты.

2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве групповой комнаты

С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков вместе с Мудрой Совой, Ежиком и Лисенком.

Садимся в паровозик. (Фонограмма)

Первая остановка. Что это за улица? (улица гласных звуков)  Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых воздух не встречает преграды во рту).

Гласный звук свободно льется, он как песенка поется. Давайте пропоем гласные звуки, рот открываем хорошо, тянем звук долго. (а,о,у,и,ы,э)

Едем дальше! (Фонограмма)

На этой улице дома совсем другие, они на двух хозяев и крыши на них разного цвета. Что за улица такая? (здесь живут согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду – губы, язык, зубы). Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?

Давайте назовем согласные твердые звуки, которые живут в этих буквах.

А теперь согласные мягкие. (к, т, м, п, н, х, ф; кь, ть, мь, пь, нь, х, фь)

В прошлый раз наши игрушки побывали в кафе с мальчиком Филей. И познакомились с буквой эФ. Какие звуки она обозначает?

Чем они отличаются звуки Ф и ФЬ?

Хотите узнать, что было дальше?

Выходите из паровозика и присаживайтесь на свои места.

3. Изучение нового материала:   дети садятся за столы

Выйдя из кафе, игрушки отправились гулять дальше. Дорога привела их к реке, посреди которой на острове стоял домик. От обоих берегов реки к островку тянулся мостик, по которому пошли наши путешественники. Они постучали в дверь домика, но им никто не ответил. Игрушки уже собирались отправиться обратно, как в воздухе раздался странный звук «Й-Й-Й». И тотчас, откуда ни возьмись, перед ними появился зайчик.

«Ты откуда взялся?»- удивился Ёжик.

«Я перепрыгнул с другого берега» - ответил зайчик и пригласил  друзей к себе в гости.

Он рассказал, что зовут его Айк,  и он готовится к соревнованию прыгунов, а для этого тренируется,  прыгая со своего острова, то на один берег, то на другой.

После этого зайчик Айк несколько раз перепрыгнул с острова на берег, чтобы показать своим гостям, каких успехов он добился.

С каким звуком прыгал зайчик Айк? «Й-Й-Й»

Сегодня мы познакомимся со звуком Й. Картинка, на которой изображен зайчик Айк, обозначает звук Й.

Произнесите звук Й. Что вы почувствовали, когда произносили звук Й?

(воздух встречает преграду: средняя часть языка)

Давайте расскажем какой звук Й: согласный, мягкий, звонкий (акустико - артикуляционный анализ) Выберите одежду для звука Й (на магнитной доске). Звук Й – особый согласный звук, он всегда мягкий.

Обрадовался Звуковичок и предложил поиграть с вами.

Запомните  слова, если в них услышите звук Й.  Готовы?

Йогурт, иголка, умывальник, соловей, автобус, йод, чайка, лиса, воробей, миска, лайка, чай.

Замечательно. С вами так интересно играть.

Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».

Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.

Лейка, ручей, муравей, чайник, трамвай.

Надо определить, в какой части слова слышится звук Й и закрасить нужную клетку. Какой карандаш пригодиться? Почему?

Работа в тетрадях и у доски (один человек)

Проверяем: в слове лейка звук Й в середине слова. Вы уверены?

Хорошо поработали, пора и отдохнуть

4.   Физкультминутка

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их. Оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Дидактическая игра на выявление звука Й в словах:

Мудрая Сова предлагает проверить, умеете ли вы отгадывать загадки. Внимание, в отгадке должен быть  звук (Й)

а) Крошечная девочка, которая жила в цветке. (Дюймовочка)

б) Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

в) Птица, которая умеет говорить. (Попугай)

г) Кто похитил Царевну-лягушку? (Кощей)

Какие слова вы назвали?

6. Звуковой анализ слова МАЙКА.

 

Я тоже приготовила для вас интересную игру. Пройдите к своим местам, сядьте за столы и приготовьте пеналы. Игра, в которую мы будем играть, называется «Зажги фонарики».

Это МАЙКА. Давайте разделим это слово на слоги. МАЙ-КА. Сколько слогов в слове МАЙКА? (2)

Первый слог… МАЙ, второй… КА.

Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)

Проверяем. Первый слог МАЙ. Первый звук в этом слоге - звук М. Он какой? Второй звук А – он гласный. Третий звук Й – он согласный, всегда мягкий.

Второй слог… КА. Первый звук в слоге КА  - звук К – он …. Второй звук А – он гласный.  Читаем МАЙ-КА.          

Молодцы, быстро справились. Зайка Айк будет очень доволен такой красивой майке.

6.  Знакомство с буквой:

А теперь пора вам, ребятки,  познакомиться с буквой Й – предложила Мудрая Сова.

Показываю букву. Это буква Й - «И краткое»

На какую букву она похожа?  Из каких частей состоит буква Й? (три палочки и галочка)

Букву Й зовут «И кратким»

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так - модней!

 

Работа в прописях. Найдите букву Й в своих тетрадях. Украсьте букву Й штриховкой сверху вниз. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?

8.  Итог: 

Замечательно. Быстро справились.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Мы ребята молодцы,

Мы ребята удальцы.

Помашем на прощание

И скажем до свидания.

К вам приедем мы опять

Просим вас  не унывать.

Прощаемся с игрушками. Садимся в наш поезд. (Фонограмма)

Вот и привез нас паровозик обратно в детский сад.

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вы узнали о звуке Й?

Какие слова с ними вы запомнили?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

На память о букве Й дарю вам вот такие раскраски.

      

Категория: Занятия | Добавил: pysinatatyana | Теги: занятие по грамоте
Просмотров: 82 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar