Развитие творческой индивидуальности ребенка через самостоятельную художественную деятельность

 

 

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

 

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» включает три направления: изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности, что способствует развитию самостоятельной творческой деятельности ребенка.

Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности. Это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Его способности формируются, складываются, развиваются только в соответствующей и правильно организованной деятельности, в течение длительного времени под влиянием воспитания и обучения.

Начинать творить можно с самых малых лет. Творческие занятия развивают эстетическое восприятие, воображение, усидчивость, мелкую моторику и помогает познать окружающий мир в деталях. Именно с помощью детского творчества можно узнать, как из бумаги смастерить интересные поделки, красками сделать мир ярче, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы.

Важную роль в развитии творческих способностей играют различные виды деятельности: рисование, лепку, пение, танцы. Так ребенок учится видеть красоту мира, лучше понимать себя и выражать чувства. Творчество дает выход внутренней энергии, развивает мелкую моторику, а значит – мозг.

Творческая индивидуальность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности.

В самостоятельной художественной деятельности программа действий, их цель и содержание исходят от детей, насыщенность деятельности зависит от их активности, инициативности, умения самостоятельно использовать приобретенный познавательный и художественный опыт.

Для того чтобы у ребенка по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис, фундамент для предстоящей самостоятельной деятельности.

На занятиях дети учатся воспринимать художественные произведения, всматриваться в линии, формы, пятна, вслушиваться в звуки, различать их по высоте. Они усваивают и практические действия: воспроизводят знакомые образы, а также сами придумывают сюжет сказки, сочиняют музыку разного характера, рисуют, лепят по своему замыслу. Следовательно, овладев с помощью взрослых основными способами действия, дети могут использовать их в самостоятельной деятельности в свободное время.

Успешность воспитания самостоятельности у дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности определяется наличием в работе педагога следующих компонентов:

• Накопление у детей представлений и знаний о самостоятельности как социального качества личности;

• Развитие интереса к художественной деятельности;

• Накопление достаточного объема умений, навыков и ручной умелости;

• Развитие общественных мотивов деятельности, через организацию совместных, коллективных занятий;

• Упражнение детей в формах самостоятельного поведения;

• Формирование элементов самооценки и самоконтроля при выполнении деятельности.

Возникая под влиянием тех или иных мотивов, самостоятельная деятельность представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольника, и уже в этом ее ценность. Ребенок проявляет себя как субъект деятельности: он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения), сред­ства ее достижения, выполняет работу и получает результат.

Педагог, наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе до­школьников, берет на себя роль благодарного зрителя, умею­щего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмо­ционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к разви­тию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

Важнейшее условие развития самостоятельной художественной деятельности детей – развивающая предметная среда. Пространство, в котором осуществляется самостоятельная художественная деятельность детей, а также художественные материалы, пособия и другие предметы, позволяющие реализовать свои художественные замыслы.

Выделяют два наиболее крупных вида дидактического оборудования:

1.Материальные средства, требующие участия взрослого: печатные пособия (художественные альбомы, энциклопедии, книжки-игрушки, наглядные таблицы), аудиовизуальные (видеофильмы, аудиокассеты и диски, мультфильмы…), объемные (макеты, муляжи, гербарии). Технические средства (телевизор, музыкальные центры) и подсобные средства (ширмы, экраны)

2.Художественные предметы и дидактические пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно: произведения народно-прикладного искусства, настольно-печатные игры, художественные игрушки, различные виды детского театра, художественные материалы для рисования, моделирования, конструирования и декоративного творчества.

Организованные таким образом художественно - эстетические центры дают детям возможность свободного, самостоятельного выбора деятельности в соответствии с желаниями и интересами ребенка.

Также для полноценной самостоятельной деятельности детей и поддержки индивидуальности рекомендуется применение самых различных художественных материалов и инструментов изобразительной деятельности.  Дети рисуют не только кисточками, карандашами или мелками, но и прутиками, деревянными и ватными палочками, зубными щетками, тряпочками, пальцами, ладонями…

В качестве фона или основы используют снег, песок, стены, бытовые вещи (одежда, платочки), тело ребенка…

Помимо красок используется песок, соус, зубная паста, манка, губная помада.

Разнообразие материалов, инструментов, свобода выбора инициирует детское художественное экспериментирование. Формируя у детей желание самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество и индивидуальность в самостоятельной художественной деятельности.

Для поддержки детской индивидуальности необходимо:

1. Создать условия для осознанного выбора ребенком индивидуальной образовательной стратегии, подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;

2. Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,

3. Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;

4. Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами, консультирование по применению информационных источников и дидактических пособий

5.Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

«…дело не в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности…»

Б.М.Неменский

 

Категория: Это интересно | Добавил: pysinatatyana (28.06.2021) | Автор: Пысина Татьяна Николаевна E
Просмотров: 64 | Теги: рисование, творчество, дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar