Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами,
побуждаемые собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами…"
К. И. Чуковский
Профессия воспитателя очень важна, ведь он отвечает за жизнь и развитие детей. Педагог, который уважает себя, всегда будет стремиться быть компетентной, профессиональной личностью, интересной для детей и родителей.
Современный воспитатель – тот, кто внимательно выслушает ребенка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлеченно этим заниматься.
Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии своих интеллектуальных и педагогических способностей. Наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации образовательной деятельности.
Что же такое самообразование?
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои знания, своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Для этого определили мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не может работать по одному сценарию из года в год. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с его ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии. Премии, надбавки, а может правительственные награды и звания – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии. Премии, надбавки, а может правительственные награды и звания – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.
• Инициатива должна исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать творчески нельзя.
Ч. Дарвин сказал: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения»
Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательной деятельности и результативность педагогической деятельности, раскрывается творческий потенциал.
Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., но процесс самосовершенствования должен быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
В процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники информации:
• изучение литературы,
• просмотр телепередач или видеороликов,
• прохождение курсов повышения квалификации,
• посещение семинаров и конференций,
• посещение занятий коллег с последующим обменом опытом.
• Интернет с его возможностями общения по электронной почте, участия в чатах, форумах, мастер-классах, тематических видеоконференциях, семинарах способствует виртуальному объединению педагогов в решении вопросов самообразования.
Важно помнить, что самообразования - это не только ведение тетрадей, составление докладов, папок и стендов, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Определяя для себя какую-либо тему, необходимо продумать с какой целью она будет изучаться, что из этого получиться, т.е. создать некий продукт. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее ничего не создается или нет никаких достижений.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы. Это могут быть:
• Подготовка статей, докладов, сценариев.
• Разработка новых организационных форм, методов работы, конспектов занятий, дидактических материалов.
• Разработка и проведение открытых мероприятий.
• Подготовка авторской программы.
• Создание банка игр, загадок, стихов.
• Разработка родительских собраний и мероприятий.
• Проведение семинаров, мастер-классов.
• Обобщение опыта работы по исследуемой теме.
Представить результаты самообразования можно в следующих формах:
• Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
• Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
• Открытое занятие, открытый просмотр.
• Творческий отчет.
• Проведение мероприятий, развлечений.
• Наглядно-иллюстративный материал.
• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Самообразование педагога будет эффективным, когда:
• реализуется потребность личности в саморазвитии,
• педагог умеет оценить себя,
• готов к изменениям,
• владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности.
Самое главное – это желание работать над собой и способность воспитателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога нашего дошкольного учреждения.
Источник: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html |