Путешествие по городу звуков. Звуки [Г]- [Г']. Буква Г

Образовательная область: речевое развитие.

Познакомить  детей со звуками [Г]- [Г']. Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам, дифференцировать их по твердости – мягкости. Учить интонировать звук в словах  и определять его позицию в слове (начало, середина, конец).  Закреплять понятия «гласные – согласные звуки». Совершенствовать умение производить звуковой и слоговой анализ слова.  Познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г.

Развивать мышление, речь, общую, мелкую, артикуляционную моторику. Формировать коммуникативные компетенции.

Воспитывать умение выслушивать товарищей, терпение, аккуратность в работе.

Словарная работа:

активный словарь: гонг, гимнаст, гирьки, снегирь.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал«Звуковички» с одеждой, магнитные буквы, магнитная доска, плоскостные изображения Совы, Лисёнка, Ёжика, предметные картинки, в названии которых слышатся звуки [Г]- [Г'], экран, мультимедийная установка.

Раздаточный материал - тетради «По дороге к Азбуке» ч.3, цветные карандаши, звуковые пеналы, мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки, карточка с заданием.

Методические приемы: сюрпризный момент, рассказ-беседа, рассматривание, словесная игра, дидактическая игра, объяснение педагога, оценка деятельности детей, показ изображений, на что похожа буква, вопросы, художественное слово, использование ИКТ – «Презентация», выполнение действий по словесной инструкции.

Длительность: 30 минут

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент: создание у детей положительного эмоционального настроя, развитие мелкой моторики (выполнение действий по тексту)

1,2,3,4,5 – становитесь в круг опять.

Наши руки – теплые солнечные лучики.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим нежно умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли

И улыбка светится на губах лучисто.

Глазки задорно горят,

Много нового узнать хотят.

2. Закрепление изученного материала: дети на ковре, на свободном пространстве групповой комнаты

Слайд 1 (Персонажи: Ёжик, Лисенок и Мудрая Сова)

С таким хорошим настроением мы продолжим путешествие по городу Звуков вместе с Мудрой Совой, Ежиком и Лисенком.

Давайте вспомним, какие звуки называются гласными? (звуки, при произнесении которых воздух не встречает преграды во рту).

Гласный звук свободно льется, он как песенка поется.

Что вы знаете о согласных звуках? Какие они бывают?

(Согласные звуки - звуки, при произнесении которых, воздух встречает преграду – губы, язык, зубы. Бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие).

С кем познакомились игрушки во дворе цирка? (С клоунами Сурлей, Цурлей, Чурлей) Чему их научили клоуны?

Хотите узнать, что было дальше?

3. Изучение нового материала:

Слайд 2 (Картинка – история)

Пока наши игрушки учились жонглировать, погода начала портиться. В небе плыла мрачная грозовая туча, сверкала молния, и грохотал гром. Не успели игрушки выйти из цирка, как их настиг проливной дождь. В свете молний они увидели впереди большой гриб, и побежали к нему со всех ног. Вблизи гриб оказался чьим-то домиком. Промокшие игрушки стали стучаться в дверь, но им никто не открыл. И тут Мудрая сова увидела над дверью большой железный гонг (это такая круглая металлическая пластинка) и стала стучать по нему колотушкой. «Гум - гум - гум!» - гулко загудел гонг. Дверь домика-гриба распахнулась,  и на пороге появился гном. Он пригласил гостей переждать непогоду у себя дома.

В это время налетел сильный ветер, он распахнул дверцу часов, стоящих по соседству. «Гь гь гь» - закачались гирьки, сталкиваясь между собой. «Ну и погодка!» - проворчал гном и закрыл дверцу часов на замок.

С какого звука начинаются слова: гроза, гном, гриб? «Г»

С каким звуком сталкивались гирьки часов? «ГЬ»

Сегодня мы познакомимся со звуками «Г»-«ГЬ».

Слайд 3(1)

Вспомните, как гудел гонг? (Гум, гум, гум).

Картинка, на которой изображено, как гудит гонг, обозначает звук «Г».

Произнесите звук «Г». Что вы почувствовали, когда произносили звук «Г»? (воздух встречает преграду: задняя часть языка)

Расскажите, какой звук «Г»: согласный, твердый, звонкий (акустико - артикуляционный анализ) Выберите одежду для звука «Г» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)

Слайд 3(2)

Вспомните, как гремели гирьки часов? (гьгьгь).

Картинка, на которой изображено, как гремят гирьки часов, обозначает звук «ГЬ».

Произнесите звук «ГЬ». Что вы почувствовали, когда произносили звук «ГЬ»? (воздух встречает преграду: задняя часть языка)

Расскажите, какой звук «ГЬ»: согласный, мягкий, звонкий (акустико - артикуляционный анализ) Выберите одежду для звука «ГЬ» (на магнитной доске). (Одеваем Звуковичка)

Звуковички предлагают поиграть с вами в игру «Не ошибись». Услышите звук «Г» - показываем синий круг, звук «ГЬ» - зеленый.

Гуси, гиря, гараж, гантели, гитара, гигант, графин, гений, группа, герой

С вами так интересно играть. Но игры на этом не заканчиваются.

Присаживайтесь за столы.

Что общего у звуков «Г»-«ГЬ»? (оба согласные, звонкие)

Чем они отличаются друг от друга? (один мягкий, другой твердый)

Каким цветом обозначаются?

Довольный Звуковичок придумал еще одну игру «Прятки».

Задание № 3 назовите картинки, которые у меня на доске.

Глаз, гитара, виноград, ноги.

Надо определить, какой из двух звуков слышится в названии каждой картинки, и закрасить синим или зеленым цветом соответствующую клеточку.

Работа в тетрадях и у доски (один человек)

Проверяем: в слове глаз звук «Г» в начале слова. Вы уверены?

4. Звуковой анализ слова САПОГИ.

Я тоже приготовила для вас интересную игру. Приготовьте пеналы. Игра, в которую мы будем играть, называется «Зажги фонарики».

Это САПОГИ. Давайте разделим это слово на слоги. СА-ПО-ГИ. Сколько слогов в слове САПОГИ? (3)

Первый слог… СА, второй… ПА, третий…ГИ.

Выложите это слово с помощью фонариков. (Один у доски)

Проверяем. Первый слог СА. Первый звук в этом слоге - звук С. Он какой? Второй звук А – он гласный.

Второй слог… ПА. Первый звук в слоге ПА  - звук П – он …. Второй звук А – он гласный.

Третий слог…ГИ. Первый звук в слоге ГИ  - звук Г – он …. Второй звук И – он гласный.

Читаем СА-ПА-ГИ.

Молодцы, быстро справились. Надели красивые сапожки и пойдемте отдохнем

5.   Физкультминутка

Грач качался в гамаке

наклоны в стороны.

Гуси в волнах на реке

наклоны вперед – назад.

Мимо голуби летели

взмахи руками.

И на веточку присели

приседание.

Веточка качается

покачивание руками

Красиво получается.

5. Дифференциация звуков «Г» - «ГЬ»:

Пока мы отдыхали Мудрая Сова решила проверить, хорошо ли вы умеете различать звуки «Г» - «ГЬ». Она приготовила картинки. Вам нужно определить, какой звук слышится в словах – твердый или мягкий. И подарить Звуковичкам.

По очереди дарим их Звуковичкам (груша, лягушка, радуга, гриб, гиря, снегирь, утюги, Гена, грузовик, герань, гимнаст, грабли, велосипед, телевизор)

6.  Знакомство с буквой:

А теперь пора вам, ребятки,  познакомиться с буквой Г – предложила Мудрая Сова.

Слайд 4

Это буква Гэ.

На что она похожа?  Из каких частей состоит буква Г? (две палочки)

Букву «Г» увидел я:

Что за палочка, друзья?

Думал, что она сломалась,

А она – волшебная!

Вверх черту, потом согнем –

Буквой Г мы назовем.

Слайд 5

Буква Г как кран подъемный,

Груз поднимает многотонный!

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Гриб стоит среди дорожки –

Голова на тонкой ножке!

7.  Закрепление изученного материала:

Лисенок и Ёжик  собирают коллекции букв, сделанных из разных материалов. Предлагаю сделать свои буквы Г из предложенного материала. (мозаика, магнитный конструктор, счетные палочки)

Давайте рассмотрим наши работы.

Какая буква у вас получилась? Из какого материала сделали?

Замечательно. Ну что ж….

Дополнительно.

Работа в прописях. Найдите букву Г в своих тетрадях. Украсьте букву Г штриховкой на ваше усмотрение. Какой карандаш вам понадобиться? Почему?

8.  Итог:

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Слайд 6

Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились?

Что вы узнали о звуках «Г» - «ГЬ»?

Какие слова с ними вы запомнили?

В какие игры с этим звуком мы сегодня играли?

На память буква Г дарит вам вот такие раскраски.



Источник: https://nashol.me/20181118105310/po-doroge-k-azbuke-chast-5-kislova-t-r-ivanova-a-a-2011.html
Категория: Конспекты НОД | Добавил: pysinatatyana (22.11.2020) | Автор: Пысина Татьяна Николаевна E W
Просмотров: 85 | Теги: грамота, звуки, обучение, Буквы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar